Общая информация
История
Персоны
Сертификаты и лицензии
Выставки и награды
Дочерние предприятия
Раскрытие информации


   

   

   

   

О заводе

    У завода богатая история. Он создавался в годы Великой Отечественной войны Постановлением ГКО на базе эвакуированных из европейской части страны заводов: Харьковского тракторного им. Серго Орджоникидзе, Сталинградского тракторного, Кировского и Ленинградского им. К.Е.Ворошилова, как специализированное предприятие по производству танковых двигателей типа В2. Коллектив формировался из рабочих и служащих этих предприятий, а также тружеников городов и сел Алтайского края. Среди специалистов, прибывших в Барнаул, были известные в советском машиностроении инженеры.

    Дата основания предприятия – ноябрь 1942 года. Станки в цехах заработали, когда ещё не было завершено строительство крыш, не убраны леса. Весной 1943 года коллективу удалось впервые выполнить производственную программу. Государственный Комитет обороны отметил победу трансмашевцев вручением переходящего Красного знамени. Всего за период 1942-1945 гг. завод выпустил более 10 тысяч танковых двигателей, снабдив ими 10 танковых армий и 33 танковые бригады. Каждый пятый танк Т-34, сражавшийся на фронтах Великой Отечественной войны, был оснащен трансмашевским двигателем.

    За годы войны коллектив 21 раз отмечался присуждением переходящих Красных Знамен ГКО, ВЦСПС и наркома. Последний раз знамя Государственного комитета обороны оставлено «Трансмашу» навечно. А в апреле 1945 года за большой вклад в победу завод был награжден орденом Ленина. Высокие награды получили 122 лучших работника, восемь тысяч человек были удостоены медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

   В послевоенное время на базе танкового двигателя В-2 конструкторы предприятия разработали унифицированное семейство дизелей типа Д6 и Д12, нашедших широкое применение в народном хозяйстве: на речном, морском и железнодорожном транспорте, в лесной и нефтяной промышленности, малой энергетике.

    Во второй половине 40-х и начале 50-х годов на базе двигателя В-2 были разработаны и освоены в серийном производстве главные судовые двигатели с реверс-редукторной передачей ЗД6 (6Ч15х18) и 3Д12(12Ч15х18) мощностью 150 и 300 л.с., ставшие основой семейства дизелей типа Д6 и Д12.

    В 50-е годы разработаны и освоены в производстве судовые, стационарные и передвижные дизель-генераторные установки мощностью 100 и 200 кВт. в интересах МО и народного хозяйства страны.

   В 1958-1965 годах предприятием было разработано семейство быстроходных транспортных двигателей типа УТД в 6, 8, 10 и 12-цилиндровом исполнении в мощностном диапазоне 300... 1500 л.с. для гусеничных машин сухопутных войск, воздушно-десантных войск, средств доставки ракет, зенитно-ракетных комплексов, быстроходных катеров ВМФ. Работа выполнялась в тесном сотрудничестве с ведущими научными организациями в области военного дизелестроения  «НИИД»,  «ВНИИТрансмаш», «ВНИИ Стали» и на каждом этапе курировалась представителями заказчика на предприятии и представителями управления по производству и заказам бронетанковой техники (УПЗ БТТ) Главного бронетанкового управления (ГБТУ) Министерства обороны СССР. Руководил проектированием и доводкой  двигателей семейства  Главный конструктор ОКБ-1 Борис Григорьевич Егоров. Его отличали глубокая техническая эрудиция, острый ум, независимость суждений и оригинальность мышления.

    В 1966 году поставлена на серийное производство базовая модификация этого семейства - 6-ти цилиндровый двигатель УТД-20 мощностью 300 л.с. при п2600 об/мин, предназначенный для боевых машин пехоты БМП-1 БМП-2. Позже модификации этого двигателя – 5Д20-240, 5Д20Б(К)- 300, 1Д20, 3Д20 и др., нашли применение в изделиях специального назначения БМД-1, БРМ-1 К, ПРП, САО ЗРК Точка», «Оса», быстроходных катерах ВМФ и т.д.     За создание двигателей семейства УТД указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1966 года Егорову Борису Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

    В 1980 году был поставлен на серийное производство 8-ми цилиндровый двигатель УТД-25 мощностью 400 л.с. при n=2600 об/мин, предназначенный для колесных шасси мобильных ракетных комплексов.

   В восьмидесятые годы, при проектировании перспективной БМП (ОКР «Басня»), ставилась задача максимально защитить лобовую проекцию машины, что было крайне сложно реализовать при расположении МТО спереди. Главным конструктором разработчика БМП - СКБ «Курганмашзавода» Благонравовым А.А.  предложена и реализована концепция размещения МТО в корме изделия с поперечным расположением двигателя, причем над двигателем должен быть обеспечен вход и выход десанта через кормовые двери. Значит, двигатель должен иметь минимальную высоту. И в короткие сроки в Барнауле был разработан и изготовлен двигатель УТД-29 специально под эту компоновку.

    Боевая машина пехоты БМП-3 с двигателем УТД-29 прошла все положенные виды испытаний. Программа государственных испытаний была для двигателя очень суровой. Она включала в себя эксплуатацию БМП в особо жарких и пыльных условиях среднеазиатских пустынь, в условиях кислородного голодания в высокогорных районах Закавказья, при низких отрицательных температурах в районах Зауралья и Сибири, в условиях высокой влажности воздуха при вождении машин на плаву, в том числе в соленой морской воде. Проверялась работа двигателей не только на обычном дизельном топливе, но и на альтернативных видах топлива — автомобильном бензине и авиационном керосине. Все эти виды испытаний машина и ее двигатель выдержали успешно. В испытаниях участвовала группа инженеров завода «Трансмаш» во главе с В.С. Рубаненко и офицеров ПЗ 238. Все неисправности дизелей в ходе пробегов оперативно устранялись, при необходимости вносились изменения в документацию. Сопровождение испытаний специалистами с «Трансмаша» было высоко оценено в ГБТУ Министерства обороны СССР. 

    В 1988 году поставлен на серийное производство 10-ти цилиндровый двигатель УТД-29 мощностью 500 л.с. При массе БМП-3 19 тонн удельная мощность двигателя, приходящаяся на единицу массы машины, составила 19,8 КВт/т ( 26,3 л.с./т), что было значительно выше, чем значения удельной мощности у всех существующих на тот момент БМП. После появления БМП-3 на рынках вооружений международными экспертами эта машина была признана лучшей в мире в своём классе боевой гусеничной техники.      Творческий труд работников «Трансмаша» был отмечен государственными наградами. Лауреатами государственной премии стали: Н.Л.Вегера, Б.Г.Егоров, П.А.Здоров, Е.И.Артемьев.  Евгений Иванович Артемьев, директор завода с 1957 по 1960 год, дважды получал государственную премию. Ленинская премия присвоена инженерам И.Н. Фроловой и О.А. Назарову.     Замечательным организатором, талантливым руководителем проявил себя в послевоенный период Н.Г.Чудненко, назначенный директором завода в 1946 году. Николай Григорьевич пользовался огромным авторитетом среди заводчан. В память о Н.Г.Чудненко его именем названа одна из улиц Барнаула.

     В первой половине пятидесятых годов завод пополнился большой армией молодых специалистов, многие из которых стали в дальнейшем крупными руководителями: Леонид Владимирович Маркин, прошедший путь от мастера до директора завода, Николай Иванович Логинов, начинавший работу конструктором, бывший главным инженером завода с 1970 по 1993 годы. В те годы пришли на завод Олег Александрович Назаров, Виктор Денисович Поташов, Яков Владимирович Майданский и многие другие.

    В шестидесятые-семидесятые годы огромный вклад в коренную реконструкцию предприятия, осуществляемую во исполнение постановления правительства, внесли директор завода Александр Зиновьевич Колосов и весь инженерно-технический коллектив.     За успехи в соревновании в марте 1970 года заводу присвоено имя В.И. Ленина. В феврале 1971 года коллектив предприятия был награжден орденом Трудового Красного знамени за досрочное выполнение очередной пятилетки и успехи в освоении новой техники. Трансмашевские дизели вызывали заслуженный интерес на международных выставках в Берлине, Лейпциге, Бомбее, Дамаске.

     В семидесятые - восьмидесятые годы, после оснащения и ввода в эксплуатацию нового корпуса механических и сборочных цехов, предназначенного для изготовления деталей и узлов двигателей типа УТД,  существенно увеличился выпуск двигателей данного семейства. Изделия с двигателями УТД поставлялись в армии многих стран мира. Чехословакия  получила лицензию на изготовление БМП-1 и двигателя, а Индия закупила и освоила производство советской БМП на своих заводах.

     В трудные для промышленности  России девяностые годы производство  двигателей  УТД-29, для поставляемых на экспорт боевых машин пехоты БМП-3, обеспечило загрузку предприятия и позволило сохранить квалифицированных специалистов.

    В 2001-2015 гг.  были приняты на серийное производство новые двигатели и агрегаты (3Д32, У73, У45М), проводится модернизация ранее выпускаемых двигателей за счет внедрения газотурбинного наддува (УТД-23, УТД-32). Модернизированные изделия с данными двигателями проходят полный объем  испытаний и принимаются на вооружение.

   В 2016-2019 г.г. осуществляется реформирование производственной площадки предприятия с одновременным наращиванием выпуска, востребованных в рамках Гозоборонзаказа, двигателей семейства УТД.     Значительная часть бронетанковая техники, демонстрирующей боевой потенциал Российской армии на парадах в Москве, оснащена продукцией АО «Барнаултрансмаш». Так, в юбилейном Параде Победы 2015 года участвовали новинки оборонной промышленности – БМД-4М и БТР-МДМ с трансмашевским двигателем УТД-29. Двигатель максимально соответствует десантируемым изделиям по  технико-экономическим качествам, габаритным и весовым показателям. С трансмашевским мотором десантное шасси способно развивать скорость более 70 км. в час на суше и не менее 10 км. в час на плаву, может десантироваться с воздуха.

    АО «Барнаултрансмаш» – стабильно работающее и развивающееся предприятие. В 2014 году коллективу вручено Красное знамя, как лучшему среди промышленных предприятий региона в номинации «Оборонно-промышленный комплекс» по итогам работы 2013 года. А в 2017-ом, в год своего 75-летнего юбилея, за большой вклад в развитие оборонно-промышленного комплекса страны и достигнутые трудовые успехи, предприятие было отмечено Благодарностью Президента РФ Владимира Владимировича Путина.  

Россия, 656037, Барнаул,
проспект Калинина, 28 8-800-250-2551